Авиакомпания Аэрогео
660118, г. Красноярск
ул. Урванцева, 10, оф. 367
Великая Отечественная. Авиамост "Аляска-Сибирь"
02.07.2015

История…
Осенью 1942 года Сталин обращался к Рузвельту: «… мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например,
«Аэрокобра»)…" Рузвельт отвечал: «Я изучаю все возможности увеличения истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки».
Ленд-лиз доставлялся в нашу страну несколькими путями с самого начала войны: от восточного побережья Америки до Мурманска и Архангельска; через Тихий океан к дальневосточным портам СССР; через Индийский океан до иракского порта Басра в Персидском заливе и далее через Иран к советской границе. Особенно страдали при перевозках самолеты — груз хрупкий и громоздкий. Поэтому еще в октябре 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации их доставки из США в нашу
страну по воздуху. После всестороннего анализа нескольких вариантов был выбран воздушный путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д. Е. Чусов.

…с биографией
Облюбованные изыскателями участки тундры, лесотундры и тайги становились
посадочными площадками, а затем — аэродромами. Шла реконструкция аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, строились новые в Уэлькале и Марково на Чукотке, в Сеймчане на Колыме, создавались запасные и промежуточные в Олекминске, Витиме,
Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зыренке. Трасса оснащалась, насколько позволяли возможности того времени, связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полетные карты прилегающей местности. Сроки строительства были очень напряженными. Работа не прерывалась ни днем, ни ночью, велась и в -50˚С, и в весеннюю распутицу. На стройках работали вольнонаемные, трудармейцы, заключенные ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей. Менее чем за год была построена авиалиния протяженностью около 5000 км и 17 аэродромов. Для перегонки самолетов была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза, полковника Ильи Павловича Мазурука — знаменитого полярного летчика, участника высадки Папанина на Северном полюсе.
На «АлСибе» бытовала поговорка: «Не будь дураком — летай с Мазуруком».
Многие взлетные полосы в условиях вечной мерзлоты застилали сборной металлической сеткой, поставляемой также из США. В Якутске и Киренске были гудронные покрытия, на их прокладку затрачивалось около 5–6 световых дней, но служили они по 20 лет. Строились гудронированные взлетно-посадочные полосы так.
Сначала грунт вспахивали трехлемешным тракторным плугом. Затем на вспаханное
поле завозили песок, гравий и глину. Вновь перепахивали. Лаборатория брала
анализ для определения вязкости и сцепления массы. Вся процедура длилась до
тех пор, пока не достигался требуемый коэффициент производил нивелировку
полосы и следом закатчик закатывал ее. Около суток полоса сохла.

Текст — Юлия Шубникова (Журнал «Наводка туристу»)
Сканы фото из фотоальбома Негенбля И.Е.
«Аляска — Сибирь: Над тундрой и тайгой»